Все водители рано или поздно делают это. С ненавистью. Но благодаря разработке компании Michelin — технологии Selfseal — замена проколотого колеса на дороге может уйти в прошлое.
За более чем столетие конструкция колес и шин изменилась весьма значительно. Камеры уступили место бескамерным шинам, а диагональная навивка армирующего корда — радиальной. Да и сам корд в шинах для легковых автомобилей стал большей частью полимерным, а не металлическим. Но запасное колесо все так же остается частью стандартной комплектации большинства автомобилей до настоящего времени. Ведь согласно статистике, сейчас вероятность проколоть шину на европейских дорогах возникает каждые 75 000 км пробега, а вот на дорогах некоторых стран Юго-Восточной Азии это случается значительно чаще — раз в 3000 км. Читать далее
Попытки избавиться от этой лишней детали, разработав неуязвимые для проколов шины, предпринимались многократно. Некоторые из подобных разработок дошли до стадии серийного выпуска, как, например, Goodyear Run-on-Flat (ROF), шина с жесткими боковинами, которая штатно устанавливается на конвейере на автомобили BMW, или Michelin PAX на суперкарах и бронированных лимузинах. Однако у этих схем имеются существенные недостатки, которые сдерживают их широкое распространение. С этой точки зрения технология Michelin SelfSeal, представленная на выставке Michelin Challenge Bibendum 2014 в городе Чэнду, столице китайской провинции Сычуань, имеет гораздо большие перспективы.
Старая идея, новое воплощение
Michelin SelfSeal имеют конструкцию, сходную с обычными шинами: никаких жестких боковин или внутреннего каркаса. Их основная особенность — это слой специального самозатягиваюшегося полимера толщиной в несколько миллиметров, нанесенный с внутренней стороны протектора. Слегка липкий на ощупь полимер желтого цвета (чтобы отличать его от обычной резины при утилизации) на основе каучука сохраняет форму, но при этом способен затягивать проколы менее 6 мм диаметром.
«Эта идея не нова, — говорит Дэмьен Аллез. — Выпускаются экспресс-наборы с герметиком для ремонта проколотых шин, но у них есть множество ограничений. Жидкий герметик неравномерно распределяется по шине, вызывая дисбаланс, и быстро застывает. А полимер, разработанный в исследовательском центре Michelin, не меняет своих свойств на протяжении всего срока службы шины — то есть несколько лет. И к тому же он способен работать в очень широком температурном диапазоне — от -50 до +80 градусов Цельсия».
Вопрос совместимости
Обсуждая особенности новой шины, я вспоминаю «самозатягивающиеся» топливные баки самолетов времен Второй мировой. «Идея та же, — кивает Дэмьен, — а вот принцип действия другой. Топливные баки были снабжены двухслойной внутренней «подкладкой» — из вулканизированной резины и сырого каучука. Когда бак пробивала пуля или осколок, топливо попадало в слой сырого каучука, который разбухал и затыкал пробоину. Наша шина устроена совсем иначе: один слой специального полимера, который затягивает пробоины за счет своей текучести. Но при этом он не растекается внутри шины, сохраняя свою форму, и не влияет на балансировку».
По словам разработчиков Michelin, из всех существующих на рынке технологий подобного назначения SelfSeal имеет лучшую обратную совместимость с уже существующими автомобилями: их можно устанавливать на любые машины без какой-либо специальной адаптации или внесения изменений в конструкцию. Поэтому уже в 2015 году шины с этой технологией появятся на рынке замены (компания также ведет переговоры с некоторыми автопроизводителями о конвейерной установке).
Четыре шины, которые не боятся острых предметов на дороге:
Изобретение пневматических (заполненных воздухом под давлением) колес произвело революцию в комфорте передвижения. Правда, не на автомобилях (их тогда еще не существовало), а на велосипедах. Но с появлением самобеглых колясок выяснилось, что надувные шины отлично подходят и для этих новомодных средств передвижения. Вот только вскоре выяснилось, что у них есть существенный недостаток. На дорогах в обилии валялись гвозди, выпавшие из подков доминировавшего в то время транспорта, а после наезда на гвоздь автомобиль, как правило, дальше двигаться не мог — во всяком случае до замены колеса. Чтобы уменьшить вероятность прокола, в автомобилях начала XX века часто устанавливали над колесом стальную цепь, которая должна была сбрасывать с колеса гвозди, прилипшие к резине (на фото ниже — цепь на автомобиле 1901 года Peugeot Type 36). Но тем не менее, запасное колесо быстро стало необходимой деталью автомобиля.
Шины с «плавниками» для улучшения аэродинамики
Японский концерн Yokohama работает над созданием шин с «плавниками» по радиусу внешнего профиля.
Шины необычной конструкции призваны улучшить аэродинамические характеристики автомобиля.
Испытания в аэродинамической трубе продемонстрировали, что при вращении колеса «плавники» способны эффективно снижать сопротивление воздуха и устранять завихрения, а также уменьшать подъёмную силу, которая стремится оторвать автомобиль от дороги.
Шины новой конструкции дебютируют на Токийском автосалоне, двери которого откроются 28 октября.
Источник: Популярная механика