Самолеты-призраки: рывок в стратосферу
—Это был первый испытательный полет самолета сгиперзвуковой скоростью (не менее 5 чисел Маха — «СП»), ионпрошел сполным успехом, — рассказал китайский военный эксперт Лу Сяодун. —ВСША уже давно занимаются разработкой гиперзвукового самолета нового поколения, способного достичь скорости в5 Махов, однако эти планы американцев пока остаются набумаге. Вэтот раз Китай, можно сказать, превзошел все ожидания наблюдателей.
Пословам эксперта, для осуществления этого проекта необходимо было обладать технологией гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя, которой досих пор небыло ниводной стране мира, атакже разработать прочные, легкие иогнеупорные новые материалы, способные выдержать высокие температуры, докоторых разогревается летательный аппарат (ЛА) при полете нагиперзвуке. ЛуСяодун отметил, что гиперзвуковые самолеты способны успешно преодолевать современные системы ПВО, поэтому одной изперспективных сфер ихприменения может быть воздушная разведка.
Отметим, что вконце августа 2015-го стало известно, что американская компания Lockheed Martin разрабатывает «невидимый» самолет-разведчик назамену знаменитому U-2. Как сообщил руководитель этой программы Скотт Уинстед, главное отличие новой машины состоит виспользовании технологии «стелс», которая сделает ееневидимой для радаров противника.
Онтакже заявил, что проект предполагает использование всего самого лучшего, что есть унынешнего U-2 иБЛА Global Hawk. Позамыслам конструкторов, новый самолет сможет подниматься навысоту более 23 км, чтобы вести оттуда наблюдение иаэрофотосъемку.
Заметим, что вцелях непрерывного иустойчивого информационного обеспечения ВС, действующих наразличных театрах военных действий, американцы внастоящий момент применяют нетолько средства космической разведки, ноиразличного типа разведывательные аппараты: самолеты U-2S Dragon Lady, беспилотники RQ-4 Global Hawk, MQ-1 Predator иMQ-9 Reaper, атакже стратегические разведывательные самолеты набазе транспортно-заправочных самолетов RC-135.
Какое место при современном развитии технологий занимают самолеты-разведчики вВооруженных силах, втом числе ироссийских? Действительноли китайцы испытали гиперзвуковой самолет? Какие действия следует предпринимать России?
Член экспертного совета Коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский недоверяет сообщениям китайских СМИ обиспытаниях самого быстрого самолета вмире.
—Скорость 5 Махов сейчас развивают боевые части МБР, ноони при этом неуправляемые. Ночто касается управляемых аппаратов, топока все экспериментальные образцы, которые имеются унас ивСША— это демонстраторы технологий. Конечного изделия нет ниукого, иядумаю, что пройдет достаточно много лет пока оно появится. Тут ивопрос ивдвигателях— обычный турбореактивный дотакой скорости самолет неразгонит, ивматериалах, ивсистеме управления. Поэтому сообщение китайской стороны обиспытаниях такого скоростного самолета— вброс.
«СП»: — Американская пресса сообщала, что в США разрабатывается «невидимый» самолет-разведчик на замену знаменитому U-2. Однако в последние годы при обсуждении бюджета Пентагона неоднократно заходила речь о том, чтобы полностью отказаться от U-2 и заменить их «беспилотниками».
— Думаю, вновом самолете смысла нет, иофициальных запросов наразработку состороны ВВС США все-таки непоступит.
Понятно, что такие аппараты, как U-2, Lockheed A-12 иего последующее развитие— Lockheed SR-71 Blackbird, разрабатывались для ведения воздушной разведки над территорией противника. Носейчас подобного рода задачи успешно выполняют оптико-электронные средства космической разведки. Известно, что разрешение современной аппаратуры, причем вмногоспектральном диапазоне, составляет буквально 10−15 сантиметров.
Зачем при таком развитии технологий создавать новый высотный самолет-разведчик, — непонятно. Тем более, если можно применить истратегический беспилотник RQ-4 Global Hawk, который может находиться ввоздухе до36 часов (в 2012 году американские военные начали разработку «универсального адаптера полезной нагрузки» (UPA), который должен был позволить устанавливать на Global Hawk оптико-электронные системы EORS-2b и оборудование радиоэлектронной разведки ASIP самолетов U-2S, однако в 2013 отказались от проекта, сочтя его «нецелесообразным» — «СП»).
«СП»: — Одно время в России говорили о том, что в ВВС России ощущается острая нехватка самолетов-разведчиков и что разведывательные комплексы существующих Су-24МР, Ил-20РТ и МиГ-25Р сильно устарели. Была даже информация в 2012 году, что Минобороны РФ рассчитывает провести модернизацию самолета-разведчика МиГ-25, выпуск которого был остановлен еще в 1976 году. Но все-таки эти самолеты ведут не стратегическую разведку…
—Аоперативно-тактическую. Да, унас сохранились внезначительном количестве Су-24МР иразведывательный вариант Су-22М3 — Су-22М3Р. Но, как показал вооружённый конфликт вЮжной Осетии 2008 года, всовременных условиях такие самолеты-разведчики очень уязвимы— грузинскими средствами ПВО был сбит один Су-24МР. Поэтому для таких задач все-таки лучше использовать БЛА— они иоперативны, идешевы.
Кстати, отстратегических разведчиков SR-71 Blackbird, которые официально были приписаны кВВС США, новыполняли полеты винтересах Пентагона иЦРУ, американцы отказались в1998 году нетолько потому, что они были крайне дороги иихресурс подошел кконцу. Ноипотому что появились более совершенные средства разведки.
Сейчас вармиях развитых государств мывидим резкое снижение числа пилотируемых аппаратов-разведчиков. Восновном используются только самолеты радиотехнической разведки, причем как элемент РЭБ, анедля ведения обычной видовой разведки. Эти задачи, повторю, сейчас выполняют беспилотники икосмические средства.
США, кпримеру, — пока единственная страна вмире, которая обладает всем спектром беспилотников, начиная отстратегических изаканчивая нано-БЛА, которые запускаются сладони илетят осматривать соседнюю комнату.
«СП»: — После того, как над территорией Украины был сбит малайзийский «Боинг», совершавший разведывательный полет над Балтикой самолет ВВС США RC135 Rivet Joint был вынужден нарушить шведское воздушное пространство, скрываясь от российского истребителя. Как сообщали СМИ, Россия тогда отследила его с помощью наземного радара и послала ему на перехват самолет-истребитель. Именно тогда американский самолет влетел в зону, на пересечение которой у него не было разрешения.
—RC-135 — это самолет, предназначенный для стратегической радиоэлектронной разведки, радиоперехвата, отслеживания активности, прежде всего наземных целей. Онпозволяет передавать оперативные разведывательные данные непосредственно военному командованию США (в настоящее время эти самолеты входят в состав 45-й и 97-й разведывательных эскадрилий 55-го авиакрыла при Объединенном стратегическом командовании Вооруженных сил США — «СП»). Наних установлен мощнейший радиолокатор бокового обзора, который позволяет ввысоком разрешении вскрывать объекты противника, втом числе идвижущиеся цели.
«СП»: — То есть США для разведки объектов на российской территории имеют целый спектр средств: начиная от БЛА MQ-1 Predator, которые они разместили в Европе, и заканчивая RC-135 и космической спутниковой группировкой, а Россия может опираться только на космический сегмент?
—Да, плюс ненадо забывать про радиотехническую разведку спомощью кораблей, которые назаходят втерриториальные воды (о том, как это делают океанографические суда, читайте в материале «СП» — «„Янтарь“ ГУГИ напугал Пентагон»).
«СП»: — А что касается стратегических бомбардировщиков ВВС России, интенсивность полетов которых вблизи Северной Америки в последнее время выросла? Они оборудованы аппаратурой радиолокационной разведки…
—Нопосравнению соспециализированными самолетами РЭБ иДРЛО ихвозможности крайне ограничены. На «стратегах» действительно стоит такая аппаратура, ноона ставит помехи непосредственно при угрозе, когда средства разведки определяют факт работы радиолокаторов, системы наведения, — заключает эксперт.
Отметим, что для американцев важно отслеживать перемещение военной техники натерритории России, потому что всоставе нашихВС есть мобильные ракетные комплексы стратегического назначения c МБР типа «Тополь-М» и«Ярс», авбудущем набоевое дежурство станут боевые железнодорожные ракетные комплексы. Для российских военных острой необходимости вести разведку непосредственно территории США нет, учитывая мощный арсенал стратегических ядерных ракет. Наши задачи— отслеживать перемещение американских подводных сил, авианосных ударных групп, тоесть— объектов иного рода.
Глава аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев также сомневается, что вКитае был создан работоспособный образец гиперзвукового самолета, анелетающая лаборатория, способная работать втаком режиме лишь 1,5 секунды.
—Говорить оналичии вКитае вближайшем будущем полноценной боевой системы, которая может выполнять задачи наскорости в5 Махов преждевременно. Покрайней мере, досих пор ниодной изстран мира неудалось создать такую систему.
Хотя американцы ироссияне уже обеспечивали работоспособность ключевого элемента— двигателя— напротяжении нескольких секунд, ноэтого явно недостаточно для полноценной боевой системы. Тем более, при нынешнем развитии спутниковых технологий иотносительно малозаметных БЛА, имеющих очень невысокую стоимость, целесообразность создания очень дорогих самолетов-разведчиков выглядит неоднозначно.
Ночто касается США, топроект Lockheed Martin назамену U-2 выглядит гораздо реалистичнее. Все-таки американцы могут втом или ином регионе абсолютно безнаказанно применять пилотируемую технику, потому что натерритории страны, разведка которой ведется, зачастую нет серьезных средств ПВО. Тем более, думаю, речь идет отом, что самолет сможет летать вопционном варианте, тоесть слетчиком ибез летчика поопределенным задачам.
Эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов полагает, что вближайшие годы вСША будет формироваться смешанный состав ВВС, включающий как пилотируемые, так ибеспилотные летательные аппараты.
—При этом будет иметь место тенденция напостепенное увеличение доли последних. Причин тому несколько— начиная отглавного преимущества БЛА перед пилотируемымиЛА побезопасности пилотов, изаканчивая вопросами экономики. Ведь смешанная группировка нанастоящий момент видится как более оптимальная исфинансовой точки зрения.
Скорее всего, такая тенденция коснется также ивысотных самолетов-разведчиков. Здесь, думаю, скорее всего, будет происходить постепенная (при появлении адекватных средств полезной нагрузки) замена самолетов U-2 наБЛА Global Hawk. Кроме того, есть мнение, что помимо этого также могут получить развитие БЛА TR-X, который планирует ксозданию компания Lockheed Martin. Впрочем, нельзя исключать также итого, что планы поразвитию высотных систем авиационной разведки будут включать опционально-пилотируемые системы.
Что касается России, считаю, что здесь также является весьма актуальной задача создания современного высотного самолета-разведчика. Втом числе вбеспилотном варианте. Думается, что, возможно, данная задача уже решается врамках НИР «Обзор-1», выполняемой ЦАГИ им. Жуковского совместно сЭМЗ им. Мясищева (подробности о высотном, стратосферном беспилотнике засекречены, но известно, что он получит удлиненное крыло с высокой весовой отдачей, продолжительность полета — не менее 24 часов; объем финансирования проекта по договору в 2014-го составил 57 млн. рублей — «СП»).
Источник: Свободная Пресса
Автор статьи Самолеты-призраки: рывок в стратосферу
Антон Мардасов
Россия, похоже, реанимировала идею академика Сахарова
На американской программе незаметных кораблей LCS, похоже, поставят крест